Приветствую Вас Гость | RSS
Турклуб Oldschool
Главная » Творчество » Регистрация » Вход

• Воскресенье • 28.04.2024 • 14:03 •
RSS Twitter
YouTube Вконтакте
Главная » Творчество » Рассказы

Суровый майский Эльбрус
Начиная приблизительно с февраля месяца народ у меня начал спрашивать, куда я планирую идти в мае и не хочу ли я пойти на Эльбрус? Сам же я в связи с планами на лето хотел пройти пару перевалов 2А: поход третьей категории не получался по времени и километражу, но потренироваться преодолевать относительно непростые перевалы в условиях большого количества снега было полезно. Поэтому у меня созрел следующий план: сначала мы идём поход по Приэльбрусью, состоящий из 2 перевалов 2А, где проходим первый этап акклиматизации, а затем перемещаемся на склоны Эльбруса, чтобы попытаться взойти на его вершину.
Стал выбирать перевалы: выбирал повыше и такие, которые не имели крутых лавиноопасных склонов. Выбор пал на перевал Гумачи (2А к.с., 3582 м) и перевал Родина (2А к.с., 3775 м). Чтобы осталось время на Эльбрус, перевалы нужно было пройти за 6 дней – по 3 дня на перевал. При расчётах километража и перепада высот план выглядел вполне реальным. Однако май – это не лето, здесь нужны поправки...
И вот, вечером 29 мая, отработав каждый свой трудовой день, мы собрались на вокзале Пенза I. В итоге нас едет пятеро, многие из тех, кто хотел на Эльбрус, поехали в Архыз на альпсборы. Вроде бы основная часть подготовки выполнена и выполнена хорошо, но на некоторые мелочи времени так и не хватило.
Поездная атмосфера позволила отвлечься от забот работы и дома. Большую часть дороги было пасмурно, часто заряжал дождь.
На вокзале утром 1 мая нас встретил Марат на Газели, довёз до подъёмника в ущелье Адыр-су. Солнце и облака, ветренно. Ощущение начала похода бодрит и немного будоражит. Мы опять в горах, опять рюкзак, опять идти вверх: знакомо и приятно. Тело и разум готовы, они могут, они знают как.
Поход начался подъёмом по железной лестнице, выводящей на верх устьевой ступени реки Адыр-су. Вскоре прошли пост пограничников. Дальше - сухая грунтовая дорога с плавным, но постоянным набором высоты, приятный сосновый лес. Прошли сначала альплагерь Джайлык, а затем зашли в Уллутау. Как ни странно, но люди на территории лагеря есть, однако это скорее всего не альпинисты, а отдыхающие.
Поставили палатки, развели костёр. Погода испортилась, пошла крупа. Сама гора Уллутау подёрнута облаком. Начало нашего завтрашнего пути видно. Появилось определённое беспокойство из-за погоды.
Однако на следующее утро нас ждало солнце. Вышли в 8.00, пересекли широкую долину реки, начали подъём по заснеженным рододендронам. Затем поднялись выше скального сброса и дошли до нижних Гумачёвских ночёвок. Южные склоны без снега, на них сухая трава. На солнце тепло. Пошли дальше, по гребню морены. Погода начала портиться: солнце скрылось, подул пронизывающий ветер. Путь по морене безопасен, но после неё надо пересечь неприятный участок 30-градусного склона, по которому теоретически может пойти лавина сверху. Но внизу следов уже сошедших лавин нет, да и грохота сегодня не было слышно: пасмурная погода не способствует лавинам, если было бы солнце, было бы опаснее. Решаю пройти этот участок без рюкзака, чтобы затем все преодолели склон по протоптанным следам как можно быстрее.
Вылезли, всё тихо. Здесь видны камни, которые есть верхняя часть бараньих лбов. Слева от камней поднимается вверх заснеженная масса ледника. Начался снег. Впереди сплошная белая пелена, все складки и неровности местности стали неразличимыми. Тропить стало совсем тяжело, продвижение замедлилось. Посмотрел на часы – время всего лишь 12:45. Принимаю решение встать на обед на камнях подальше от склона, поставить палатки, полежать в них, подождать улучшение видимости. Где-то на склоне громыхнуло – быстрее на камни.
Поставили одну палатку, которая побольше. Сначала в ней поели, потом полежали. Погода вроде немного улучшилась но идти как-то не хотелось. Наверное, недостаточно акклиматизации – подумал я, - и мы остались ночевать на этих безопасных камнях на высоте 2930 метров. Под вечер поднялся ветер, и мы выстроили мощную ветрозащитную стену.
Утром подъём в 6.00. Туман, ждём. Через пару часов появились разрывы в низовой облачности, начали собираться. Вышли в 10.00. На этот раз надели бахилы и кошки. Топчем по очереди. В глубине следа не просматривается слоистости, поэтому возникает уверенность, что лавина из-под ног не пойдёт. За 1 час 15 минут оттоптали взлёт и вышли в снежную чашу. Прошли ещё 30 минут и, завернув направо за скалу, дошли до Верхних Гумачёвских ночёвок. Здесь тоже много безопасных мест, но вчера бы мы сюда не дошли – просто не хватило бы сил.
Здесь устроили перекус. Впереди – занесённый снегом ледопад. Выходы льда всё же кое-где видны. Летом ходят, делая приличный крюк влево, либо лезут с инструментами по ледовым сбросам. Сейчас же можно пройти по заснеженному языку между ледником и скалой.
Пошли прямо вверх под ледовый выход, потом краем льда прошли узкий участок между ледопадом и скалой (крутизна доходила до 40 градусов), а затем вышли на ровное, медленно повышающееся поле, которое и есть седловина перевала Гумачи. Более-менее распогодилось, вдали по ту сторону ущелья видны горы Тютю-Баши, Джайлык, Адырсу-Баши. Казалось, вот он, перевал, однако до верхней точки пришлось набирать ещё 100 метров.
Время ок. 15.30. Подъём дался тяжело, все устали. Копаем большую яму, чтобы защититься от возможного ветра на снежном поле. Там ставим палатки.
Ночь выдалась морозной, а утро – ясным и солнечным. На западе предстала во всём своём заснеженном величии пирамида Джантугана. Как только солнце поднялось, оно начало пригревать, от утреннего мороза не осталось и следа, но появилось беспокойство, что нагреваемая солнцем снежная масса будет легко сходить со скал лавинами. К счастью, наш спуск должен был пролегать по середине широкого ледника Джантуган, поэтому лавины нам были не страшны. Главное, надо было быстрее спуститься с перевала Гумачи на ледник, пока спусковой кулуар ещё был в тени.
В кулуаре много рыхлого снега, все камни закрыты, но наверху крутовато, поэтому на 20 метров спустились дюльфером. Затем на всякий случай на 40-градусном снегу повесили полную 50-метровую верёвку, последний сошёл ногами. Ну а дальше просто связались и без проблем спустились на пологий ледник.
Отличная погода: солнце, тепло, искрящийся белый снег. Показал свои 2 головы Эльбрус. Однако спуск сверху полностью не просматривается, можно вылететь на ледовые сбросы. Поэтому я начал пересекать ледник поперёк, стремясь найти просматриваемый участок. В левой части ледник был действительно положе, там спустились до каких-то камней (или морены). Правее действительно оказались ледовые сбросы.
С камней увидели группу людей, которые поднимались на ледник. Пошли по направлению к ним прямо вниз. Все сбросы ледника, которые описываются в летних отчётах, оказались засыпаны снегом, выходы льда были редки и преимущественно в правой части ледника.
Дошли до людей. Это оказались иностранцы-скитуристы на лыжах. Показались уже домики: скорее всего это и есть зелёные гостиницы, но сейчас они совсем не зелёные, сейчас вся широкая долина покрыта снегом. Пошли по следу лыжников, но снег всё равно не держит, проваливаемся больше, чем по колено, а иногда и по пояс. До домиков, которые казались такими близкими, пришлось идти ещё около часа.
Прямо перед нами был высокий гребень морены, за которым находилось ледниковое озеро Башкара. Миновав карман морены, спустились на ровный участок долины уже без снега, ниже которого начиналась зона леса. Здесь мы решили остановиться на обед.
После обеда пошли по правому берегу реки по тропе в сосновому лесу. Приблизительно через 40 минут дошли до бывшего альплагеря Джантуган; сейчас там 5-этажный пансионат для отдыха в горах. Рядом мост через Адыл-су, после которого начинается экскурсионная тропа на ледник Кашка-Таш.
От базы Джантуган начинается грунтовая дорога, которая приводит к мосту через Адыл-Су, а затем и мосту через реку Шхельда. Слева остался альплагерь Шхельда, мы же начали спуск по асфальту. Прошли пост пограничников и стали искать место для ночёвки. Через минут 30, когда мы дошли до маленького кладбища слева от дороги, после которого была широкая зелёная поляна, приемлемое место нашлось: около реки, сравнительно не замусоренное, удалённое от дороги метров на 50. Здесь и остановились на ночёвку.
 
Так как на перевал Гумачи мы потратили 4 дня вместо 3 запланированных,  было принято решение не идти второй перевал – перевал Родина, а сразу перебазироваться на Эльбрус.
Погода 5 мая не поддержала положительных начинаний дня предыдущего: с утра пасмурно, порой мелкий моросящий дождь. Вызвали машину, которая перевезла нас в Терскол до базы спасателей. После обеда в местном кафе дошли пешком до Азау и поднялись на канатке до станции Мир. Тут уже ощущается приличный ветер. Дальше на ратраке добрались до бочек, после чего начали подъём пешком. Видимость не очень, но следующий флажок видно. Ветер тоже даёт о себе знать, но пока ещё пурги нет. Постепенно поднялись до Приюта 11. Вначале был план поставить палатки и переночевать в них. Ветер усилился, а когда вышли к вагончикам, перерос в ураганный. К тому же мело так, что залепляло очки – липкий снег налипал на стёкла.  Некоторые люди жили в палатках, но я решил, что нам надо во что бы то ни стало заселиться в вагончик. В поисках свободного мы метались от одного вагончика к другому: все они были заняты. Жильцы вагончиков отвечали: «Мы ничего не знаем, у нас пакет, у нас всё оплачено. Ищите любой свободный вагончик и занимайте его.» Ситуация становилась критической. Один из вагончиков действительно оказался пуст, но закрыт на замок. Правда, дверное полотно уже было отогнуто так, что были видны запирающие пластины замка. Стоило лишь чуть-чуть поддеть их, и дверь бы открылась...
Внутри вагончика намело снега, но было тихо. В одной из комнаток снега не было, в ней мы решили ночевать. Разместились все на верхней полке, было тесно и жарко.
Ночью буран бушевал, нисколько не ослабевая. Порывы ветра громко ударяли в металлические стены вагончика.
Утром картина не изменилась: метёт, видимость 30 метров, сильный ветер. Хотели пойти на акклиматизацию до 5000, но вместо этого ждём и продумываем варианты, как бы нам отсюда спуститься вниз. Я позвонил в Пензу Антону Кожунову, чтобы узнать прогноз погоды. Антон сказал, что ветер после обеда должен немного ослабнуть.
В 13.00 мы собрались и вышли из вагончика. Через некоторое время вышли на линию, отмаркированную красными флажками. Ветер и правда немного стих, но от одного флажка другой виден на пределе. Пошли вниз. У бочек видимость улучшилась. Спустились до станции Мир, оттуда уехали на канатке вниз. Расположились в специальном месте, где разрешено устанавливать палатки и жечь костры, - так называемый бивуак.
Так или иначе, но мы переночевали на высоте 4050 метров и должны были улучшить свою акклиматизацию. Конечно, без подъёма до 5000 будут проблемы при восхождении, но, думаю, нам хватит сил, чтобы всё-таки подняться, хотя сделать это будет тяжелее.
На следующий день мы разделились: двое решили остаться внизу, а трое пойдут наверх, чтобы завтра или послезавтра, т.е. 8 или 9 мая попытаться взойти на вершину Эльбруса.
До обеда опять периодически шёл дождь, наверху опять туман, но ветра нет.
В этот раз мы заселились в жёлто-синюю бочку (её хозяина зовут Асхат) на высоте 3800 метров. В бочке уже стоит красный рюкзак, на полатях лежит рыжий спальник – Асхат сказал, что сюда должен вернуться парень за своими вещами.
Под вечер облачность опустилась, и мы увидели Эльбрус во всей его красе.
8 мая. Подъём в 2.00. Вверху над нами тусклые звёзды, но над Эльбрусом их нет. Ветра нет.
На восхождение вышли в 3.00. Вверх проехало 2 ратрака, полностью забитых туристами: они начнут восхождение не с 3800, а с 4800. Дорога взрыхлена ратраками, шаги вязнут в снегу.
К рассвету, к 6.00 вышли выше скал Пастухова – это 4800. Здесь ратрак разворачивался и сгрёб снег: кое-где выходы голого льда. На ледовом зеркале на льду тонкий «накат» из снега, но кошки держат нормально.
Маркированная тропа забирала вверх, подходя практически под скалы Восточной вершины, а затем поворачивала налево, на Косую полку. Тут начал сказываться недостаток акклиматизации: движение замедлилось, появились одышка и лёгкое головокружение.
Приблизительно на середине Косой полки мы вошли в туман. Видимость ухудшилась, но стало теплее. Впереди набитая тропа от множества прошедших ранее. Я подумал: «Если сейчас поднимется ветер, и следы будет заметать, мы поворачиваем вниз.» Но было тихо.
Выход с Косой полки на седловину потребовал внимательности из-за выходов льда, и вот мы достигли ровной площадки на седловине – своеобразного перевалочного пункта, где люди отдыхиваются после Косой полки и собираются с силами перед финальным рывком. Тут нам навстречу из тумана выплыли иностранцы с русскими гидами, которые уже спускались с вершины. Один из гидов нам порекомендовал оставить треккинговые палки здесь, связаться и взять ледорубы.
Двинулись вверх, на собственно Западную вершину Эльбруса. Идём медленно. Вокруг всё тот же густой туман. Неожиданностью стали перильные верёвки, провешенные на участке перед выходом на вершинное плато. Раньше маршрут проходил несколько по-другому, и верёвки были не нужны, а сейчас они очень даже кстати – не лишним будет попридержаться.
Нам встретились спускающаяся группа, которая попросила нас взять в связку человека, который хочет сходить на вершину и не хочет спускаться с ними вниз. Всех деталей я не выяснял, и в связке у нас появился четвёртый – его звали Артём и он был из города Рамадан в Израиле.
На нашу удачу, как только мы вылезли на вершинное плато, облака остались внизу, а над нами было голубое небо. На севере открылось пространство, заполненное невысокими холмистыми горами, юг же был под мощным слоем облаков. Над вершиной дул сильный ветер, и связочная верёвка дугой изгибалась в сторону.
И вот она, вершина! Хоть я на ней уже в третий раз, но бурная радость при восхождении всё также посещает меня.
Памятные фото и замер высоты при помощи GPS-приёмника: как и 2 года назад, прибор показал мне 5647 метров над уровнем моря – на 5 метров больше «официальной» высоты.
Спустились на седловину – там опять туман. Развязались, вышли на начало Косой полки. Артём отстал, он шёл, шатаясь. Артём говорил, что он отдохнёт и потихонечку спуститься. Меня насторожило состояние Артёма, поэтому мы опять связались все вчетвером и спустились по Косой полке до поворота на ледовое зеркало.
Там мы встретили спасателя, который также спускался вниз.
Артём выглядел уже не таким обессиленным, он уверял, что всё будет нормально. Рядом был спасатель. Мы решили развязаться и вниз идти самостоятельно.
Силы были уже также порядком исчерпаны, но несмотря на это мы быстро дошли до нашей бочки.
Красный рюкзак и спальник остались на том же месте, никто их не забрал.
Решили сразу же спускаться вниз, так как на канатку ещё успевали.
Спустившись в Азау, мы дошли до бивуака, где нас ждали наши товарищи.
 
Утро 9 мая было облачным, но без дождя. В первой половине дня мы поднялись на канатке на Чегет и ещё прошли по гребню до ложной вершины. Начался дождь. Спустились, дошли до бивуака и остаток дня сидели под навесом у костра и травили байки.
 
10 мая мы возвращались в Пятигорск на Газели Марата. Вместе с нами ехали 4 мужика из Донецка. Они рассказали нам, что красный рюкзак в бочке – их 5-ого товарища Коли. Он 5 мая ушёл на гору вместе с россиянкой Леной Серебряковой. Ни его, ни её до сих пор найти не могут.
Стало немного неудобно перед ребятами: они возвращаются в Донецк, потеряв здесь человека.
 
Эльбрус суров, особенно майский, он не прощает ошибок и слабостей. Надо быть тренированным, уметь анализировать погоду и трезво рассчитывать свои силы – тогда Эльбрус позволит Вам получить радость от восхождения и спуститься вниз живым и здоровым.
Категория: Рассказы | Добавил: viksignal (15.05.2014) | Автор: Денис Петин Web-site
Просмотров: 906 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии на сайт могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта
Категории раздела
Школа [0]
Статьи [4]
Отчёты [5]
Стихи [1]
Рассказы [7]
Рисунки [0]
Мы на Твиттере
Новое на форуме
  • Расписание тренировок (4)
  • Каталог сайтов (0)
  • ПВД Леонидовка-Ахуны (0)
  • Интеграция с ВКонтакте (0)
  • Ошибки в работе галереи (2)
  • Рок над Волгой (0)
  • Наша галерея
    Друзья турклуба
    Турклуб Сварог
    Пензенский Велоклуб
    Краеведческий велотуризм - сайт Андрея Нугаева
    Поиск
    Авторизация
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright Турклуб OLDSCHOOL © 2011-2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz