Турклуб Oldschool

YouTube Вконтакте
Главная » Творчество » Рассказы

Уральскими тропами
Весной 2010 года мы с Витей впервые побывали на  Южном Урале. Воспользовавшись главным весенним праздником и взяв отгулы, мы отправились в лыжное путешествие по национальному парку «Таганай». Вдвоём. Опыт оказался удачным и очень интересным. Погода тогда не подвела и радовала нас ласковым весенним солнышком и несуровыми ночными морозами.
Поэтому весну в этом году мы уже ждали с нетерпением. Так хотелось заново ощутить ту необыкновенную радость от встречи с древними уральскими хребтами, скалами, хранящими знания о былых временах, нетронутыми лесами, вызывающими не только чувство умиротворения, но и первобытный трепет. А разве можно в городе уловить те краткие мгновения в году, когда зима уходит, и весна вступает в свои права, с каждым днем всё уверенней заявляя о себе? Ради всего этого можно на время забыть о повседневных заботах, бросить неотложные дела, тянущие порою за душу, «вырвать» себе несколько дней отпуска.
Витя со свойственным ему серьезным подходом к делу решил собрать группу для спортивного категорийного похода на лыжах. Ну, и район мы решили выбрать уже другой. На Урале столько интересных мест. Хватит не на один десяток походов!
Итак, решено. Идем лыжную «единичку» от озера Зюраткуль до поселка Тюлюк с восхождением на вершину Большой Иремель, которое должно было стать красивым завершением нашего путешествия.
С нами захотел пойти Сергей Кузьмин, с которым мы уже ходили по Ловозерью и Хибинам в августе 2010 года. Смог отпроситься на работе и Веня Тарабаев, он присоединился к нам почти перед самым отъездом. Группа получилась маленькая, но это чаще всего бывает только плюсом. Считается, что небольшие команды более мобильны.
Выехали 6 марта ранним утром. На следующий день в 6.30 по местному времени мы были на станции Сулея. Вызвали такси из города Сатка, предупредив, что мы – группа туристов с рюкзаками и лыжами. К нашему удивлению, приехала «десятка». Утрамбовав себя и рюкзаки в салон автомобиля, отправились в Зюраткуль. «Сердце-озеро» встретило нас штормовым ветром и сильным снегопадом. Сходили на плотину озера, пофотографировались, сопротивляясь ветру, затем надели лыжи и двинулись по нахоженной тропе в сторону хребта Зюраткуль, скал «Медведи» и Голой сопки. Шли в гору, довольно тяжело. К хождению на лыжах с тяжелым рюкзаком нужно было еще привыкнуть. Но мы знали: скоро мышцы разомнутся, а тело приспособится держать равновесие.
На скалы хребта решили пойти налегке, спрятав вещи под елями. Поднимались сначала по лесу, потом по курумнику. Иногда проваливались по колено и по пояс. Последние несколько метров лезли, цепляясь руками за камни и ветви можжевельника. Сверху хорошо видно, как обширно озеро, а нагромождения камней на вершине действительно напоминают лежащих и сидящих медведей, которых в здешних местах и живых предостаточно.
Вернулись к вещам и после краткого перекуса поехали дальше. Следующая наша цель – Голая сопка. Довольно быстро дошли до тропы, сворачивающей в сторону сопки. У отдыхающих в Зюраткуле туристов маршрут очень популярен. Но дело было уже к вечеру, а продвинулись мы вперед немного. Совместно решили ехать дальше, до «Столбов». Метель сделала снегоходную дорогу почти невидимой, поэтому тропили по азимуту. Через некоторое время вышли к каменным останцам, здесь и остановились на ночлег. Слазили на один из «Столбов». Сверху открывается отличный вид на Голую сопку. Удивительный контраст! Посреди густого хвойного леса возвышается белый, почти ровной конической формы холм.
Небо немного прояснилось, и Вите удалось наделать замечательных фотографий останцев. Уже позже прочитала, что у «Столбов» в древности проводили шаманские обряды и осуществляли жертвоприношения. Священное, мистическое место. «Место силы», как сказал бы герой Карлоса Кастанеды. Но ни о чем таком мы в тот вечер не знали, а в нашем котелке вместо волшебного зелья варилась лапша с тушенкой.
Ночью поднялся сильный ветер, который не прекращал дуть всё утро. Небо опять заволокло облаками, пошел снег. Накануне вечером я объявила, что хочу завтра по случаю Международного женского дня полентяйничать. Руководитель и по совместительству муж согласился, ведь другого подарка в суровых условиях зимнего похода и не нужно. Вылезла я из палатки уже к завтраку.
Сегодня предстояло подняться на хребет Малый Москаль и желательно дойти до Олимпиева кордона. Двинулись в путь по еле заметной снегоходной дороге. Вскоре обнаружилась свежая лыжня, которая шла в нужном нам направлении. Но думаю, не только это обстоятельство заставило нас пойти по ней. Бьюсь об заклад, подсознательно каждый хотел попасть в этот сказочный лес с высокими пихтами и елями, заснеженными лапами деревьев и искрящимися сугробами. Немного увлеклись красотами природы и сбились с пути. Лыжня уводила на запад от хребта Малый Москаль. Вышли на дорогу, ведущую на перевал через хребет, и по ней покатили на северо-восток. Спустившись по другую сторону перевала, мы сделали привал.
К сожалению, сегодня нам не суждено дойти до Олимпиева кордона. Снегоходный след вёл сначала вдоль берега Зюраткуля, но потом лыжня пошла по западным склонам хребта Москаль. Встали на ночлег под здоровенными  елями рядом с дорогой, решив, что утро вечера мудренее. Весь вечер и всю ночь шел снег. Тихо, ветра почти нет, изредка он застревал где-то в ветвях деревьев, и тогда нам слышались странные голоса и разговоры.
Этой ночью я спала крепко, в палатке было тепло и уютно. Вероятно, поэтому, а, может, я решила, что праздник продолжается, но утром проснуться вовремя не получилось. Командир был естественно недоволен. У нас хоть и не армия, но дисциплина быть должна.
Начали движение по вчерашней дороге, которую за ночь основательно засыпало снегом. Ехали как-то непозволительно медленно. Третий день, а мы все еще не дошли до кордона. У меня сил с избытком, лыжи катят отлично, и я решила пойти впереди, делая лыжню. Думаю, ну, сейчас ребята встрепенутся и пойдут девчонку догонять.  Тропа идет то вверх, то вниз – красота! Скольжу и наслаждаюсь ритмом и скоростью. Витя не отстает. Серега и Веня едут немного позади. Но мы вроде бы стали двигаться быстрее.
Вдруг неожиданно вышли к основной дороге, связывающей Сибирку и Олимпиев кордон. Витя проехал чуть вниз и увидел информационный щит и ответвление, ведущее к хребту Большая Сука и знаменитому фонтану. Решили посетить эту достопримечательность, раз уж нам выдалась такая возможность. До замерзшего фонтана километра четыре по наезженной дороге.
Фонтан производит впечатление маленького чуда природы. Хотя ничего чудесного в его происхождении нет. В 1976 г. буровики искали здесь железную руду, а нашли подземную реку. Так из недр земли вырвалась мощная струя воды, которая зимой замерзает и образует огромный ледяной холм, заглянув внутрь которого через специально прорубленное оконце, можно увидеть кристально чистый голубой лед.
У фонтана пофотографировались, пообедали и поехали на Олимпиев кордон. Мы с Витей приехали первые, быстренько сбегали и узнали расценки на домики. Остановились на ночь в приюте, чтобы просушить вещи и как следует отдохнуть. До заката успели сходить посмотреть на Кипящий ключ, что на реке Калагаза. Он представляет собой родник с чистой водой и постоянно выделяющимися пузырьками воздуха.
Мальчишки протопили домик до такой степени, что ночью мы с мужем спали на полу. Еще вечером подумали о сокращении маршрута, исключив посещение г. Уван. Поэтому утром, собравшись и попрощавшись с гостеприимными обитателями кордона, сразу поехали в сторону хребта Нургуш. На перевале мы наконец-то почувствовали перемену погоды. Облака собрались над вершинами хребта, то и дело выскакивало солнышко и обдавало нас потоком весеннего тепла. С перевала спустились быстро и весело. Именно в такие моменты ощущаешь преимущества передвижения на лыжах.
Встали на перекус у избы на реке Большой Березяк. Так распогодилось, что мы решили отдохнуть подольше, понежиться немного на солнышке. А после обеда начались наши мучения: снег раскис и начал прилипать к лыжам. Скорость передвижения само собой упала, да и нервов пришлось потратить много. Вечером организовали бивак на берегу реки. Витя с Сергеем сделали прорубь – сегодня не нужно будет топить снег! Вечер был длинный, мы сидели у костра, как могли, сушили вещи и болтали. Серёга сегодня был душой компании. Мы все охотно смеялись над его армейскими байками.
Утро встретило нас сильным морозом. Термометр показывал -24°. Вот так сюрприз! Но к обеду солнце сделало свое дело, и идти на лыжах стало довольно жарко. Из-за мороза снег почти не таял, такого подлипа, как вчера, не было. Зато мои лыжи с насечкой стали почему-то коварно проскальзывать. К двум часам дня после головокружительных спусков выехали к поселку Тюлюк. На поляне, с которой просматривалась почти вся деревня, мы остановились, чтобы перекусить и обговорить наши дальнейшие планы.
Итак, у нас в запасе полтора дня, и мы хотим взойти на Иремель. Отказались от варианта подъема на Иремель с рюкзаками, так как он зачтется нам только в одну сторону. Приняли решение поселиться в Тюлюке и сходить на гору радиально. Сняли в поселке домик с баней. Он обошелся нам всего по 200 руб. с человека. Приют «Божья коровка» оказался весьма комфортабельным, по крайней мере, для нашего брата-туриста. Две спальни, гостиная, кухня, большая печка, водяное отопление и электричество – всё это показалось нам тогда настоящим деревенским раем.
Прожили мы в Тюлюке всего два дня, но я успела проникнуться сельской жизнью. Не последнюю роль в этом сыграл сборник стихов местного поэта Сергея Семянникова «Тюлюкский рефлектор», который с особой любовью описывает жизнь среди уральских лесов и гор:
Утром с Пильной горы в наши окна врывается солнце
И, скользя над Бехтой, наблюдает ревниво за всем,
Чтобы вечером вдруг, осветив старой бани оконце,
За хребтом Зигальги постепенно исчезнуть совсем.
Последний день нашего похода – радиальный выход на Иремель. Гора считается священной, и не просто так. Две ее вершины определяют окружающий пейзаж, как бы давлеют над ним. Выходишь на улицу из дома, и взгляд сразу ищет гору. А какая она сейчас? Закрыта облаками или белеет на фоне синевы неба, мрачно-серая или позолоченная закатными лучами? А сколько легенд и примет связано с ней! И НЛО над горой видят регулярно, и энергией она заряжает, и недуги лечит… Говорят, даже в древнеиранской Авесте Иремель упоминается.
Отправились мы к древней вершине втроем. Сергей сослался на усталость и занялся хозяйственными делами. Двигались все с разной скоростью. Витя шел впереди, я поднималась то пешком, то на лыжах (сказывалась отдача). Веня сначала шел на лыжах и сильно отставал, потом тоже пошел пешком. Добравшись почти до самой седловины, мы поняли, что времени у нас осталось уже совсем мало. К тому же стало понятно, что накатанная лыжня уводила вниз на другую сторону перевала. Повернули назад, но тут же встретили двух туристов, которые пешком шли на вершину и были настроены решительно. Мы развернулись и поехали за ними. Витя вырвался вперед, я догнала через некоторое время ребят и пошла за ними. Вскоре дорога закончилась, и ребята начали тропить, иногда по пояс в снегу, ориентируясь на метки, которые они периодически теряли. Тут подоспел Витя, который, оказывается, уехал по лыжне искать дорогу, и позвал меня назад. Возвращаться по темноте нам совсем не хотелось, да и выяснилось, что у Вени со вчерашнего вечера болел палец, и идти ему, конечно, было тяжело.
Спустились мы очень быстро, каждый получил хорошую порцию адреналина от стремительного спуска по лесу с неожиданными поворотами. Конечно, иногда падали, я на особо крутом спуске сняла лыжи (всё-таки они у меня самые «скоростные»), но все остались довольными. А Серёга к нашему возвращению натаскал воду с речки и затопил баню!
Очень жаль, что Иремель так и остался для нас манящей горой на горизонте. Но зато будет еще повод вернуться сюда. Завтра нам предстоит дорога домой, сначала на машине, потом на поезде, а пока мы наслаждаемся баней, сытным ужином и теплом русской печки.
Категория: Рассказы | Добавил: Javandra (01.04.2011) | Автор: Швецова Юля
Просмотров: 1519 | Теги: Урал, поход, лыжка | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии на сайт могут только зарегистрированные пользователи.

Школа [0]
Статьи [4]
Отчёты [5]
Стихи [1]
Рассказы [7]
Рисунки [0]
Мы на Твиттере
Новое на форуме
  • Расписание тренировок (4)
  • Каталог сайтов (0)
  • ПВД Леонидовка-Ахуны (0)
  • Интеграция с ВКонтакте (0)
  • Ошибки в работе галереи (2)