Турклуб Oldschool

YouTube Вконтакте
Главная » Творчество » Рассказы

Туристский дебют в Ергаках
Скажу сразу, что провести отпуск в горах была не моя идея. Хотя я не раз мечтал об этом, но всё не хватало то ли решительности, то ли возможностей. Поэтому когда Юля предложила провести отпуск в туристском походе, я сразу подхватил эту идею и начал прорабатывать возможные варианты. Из всего доступного в то время разнообразия как новички мы могли рассчитывать только на участие в походе первой категории сложности по Западным Саянам (хребет Ергаки), организуемом самарским турклубом «Сварог».
Решение о нашем участии в походе было принято не сразу. Нам необходимо было доказать свою физическую подготовку и подтвердить наличие необходимого снаряжения, с чем мы с успехом справились. Подготовка к походу незаметно приблизила нас ко дню отправления поезда. Дорога предстояла непривычно долгая: сначала двое суток до Новосибирска, а потом сутки до Абакана. Но вот поезд тронулся, и домой мы вернёмся только через две недели, побывав в далёких и необыкновенно красивых местах.
Погрузка в Абакане
Было раннее утро, когда мы прибыли в Абакан — столицу республики Хакасия. А уже через час на машине въехали в Красноярский край и двигались по дороге на Кызыл – столицу республики Тыва. Вид из окна автомобиля удивлял с каждым новым виражом, с каждым новым подъёмом в горы. Пологая дорога и тайга сменились возвышающимися скалами, которые, похоже, хотели вырваться из лап захватившего их леса: деревья росли на самых, казалось бы, невозможных уступах скал. Постепенно раскрывался массивный горный хребет, который мы ехали покорять. Я ощущал трепет, как перед чем-то великим и неприступным.
Своё путешествие по хребту Ергаки мы начали от Тормазаковского моста. Впереди были девять дней пути по тайге и через перевалы. Первые часы похода группа шла по тонкой тропе среди зарослей, доходившей порой до плеч. К первому перевалу мы подошли уже немного уставшие, так как пришлось преодолеть и горный ручей, и довольно мокрую малохоженую местность. Это был перевал Тушканчик. Он встретил нас медленно ползущими дождевыми тучами, поэтому сразу после непродолжительного отдыха группа снова тронулась в путь. Впереди был спуск в долину, дорога по которой оказалась не простой: ноги часто проваливались в мокрую жижу, поэтому сначала приходилось нащупывать альпенштоком подходящее для следующего шага место. И всё же здесь было довольно людно, и мы часто встречали группы туристов.
Так вышло, что первая стоянка была в незапланированном месте. Мы решили остановиться у горящего кедра, чтобы потушить его. Огня не было видно, но из-под могучих корней валил дым. После нескольких неудачных попыток мы прекратили заливать обречённое на гибель дерево. Оно продолжало тлеть изнутри, а ветер сводил на нет все наши попытки: подпитывая огонь снизу он выдувал дым из ствола, как из хорошей трубы. Осмотревшись, я обнаружил, что наша стоянка находится недалеко от горной реки, а впереди и по бокам возвышаются горы. Где-то вдалеке был слышен шум водопада, под который вечером мы весело распевали любимые туристские песни. Этой первой ночью в горах мне приснился странный сон, в котором я ощутил, что всё это уже когда-то было: это место, ночёвка и эта палатка.
На следующий день предстояло преодолеть первый в нашем походе категорийный перевал — перевал Курсантов Западный. Дорога до перевала проходила вначале через болотистую местность с густой растительностью, потом мы подошли к водопаду, шум которого вчера слышали со стоянки. Все фотографировали это красивое место. Далее наша дорога шла вверх через курумник к источнику водопада — озеру Мраморное. После непродолжительного подъёма перед нами открылась великолепная картина: озеро отражало в себе окружающие её со всех сторон горы и чистое голубое небо. Оно было довольно большим, и деревья на другой стороне казались нам игрушечными, а те, что были наиболее ближе к предстоящему перевалу и вовсе неразличимы. Налюбовавшись, мы набрали воду и начали подъём. Надо сказать, что он был непростой. Я даже подумал, что если все подъёмы будут похожи на этот, то мне и Юле будет непросто пройти дальнейший маршрут. Группа растянулась. Каждый шёл в меру своих сил. Мы как новички старались быть в середине, чтобы сэкономить силы для предстоящего спуска и дороги до лагеря, но и не быть отстающими. Сколько радости было на вершине перевала! С него нам открылась великолепная панорама основной части хребта Ергаки, а пройденное озеро выглядело как небольшая лужа.
Спускаться было тоже непросто: приходилось перелезать через валуны, кое-где встречались осыпи. Внизу у небольшого озера мы встретили туристов из Красноярска, которые очень удивились, узнав, что мы из Самары и Пензы. Для них эти города были очень и очень далёкими. Через некоторое время мы уже были на месте предполагаемой стоянки. С целью облегчения веса наших рюкзаков было принято решение организовать «заброску» продуктов в место, к которому мы подойдём через три дня. После того как продукты были собраны, Володя, Дима и Настя — самые отважные и сильные туристы из группы — отправились в путь. Они не могли предположить, что в этот вечер им предстоит ещё одно нелёгкое испытание, связанное со спасением туриста, повредившего себе руку топором. Несчастный случай произошёл вечером, когда они уже вернулись. Мужчина обратился к группе за медицинской помощью. К счастью в нашей команде были Настя — практикующий хирург, и Оксана, которая учится в медицинском институте. Они оперативно оказали пострадавшему первую помощь, но рана была настолько серьёзна, что необходимо было в кратчайшие сроки доставить его спасателям. Эту задачу предстояло решить Володе и Диме, в помощь которым вызвались ещё двое незнакомых нам туристов. Вместе им предстояло перевести пострадавшего через перевал Художников, где их должны были встретить спасатели. Для них эта ночь была непростой, а мы весь вечер с волнением наблюдали за небольшой группой огоньков, медленно двигающихся вверх. Примерно в полночь они скрылись за перевалом, после чего все пошли спать. Ребята вернулись в лагерь только к середине ночи.
Новый день начался с покорения перевала Парабола. Вначале мы пробирались средь огромных камней, а когда оказались у начала подъёма, перед нами словно стена возвышалось «зеркало» Параболы, два пика которой уходили высоко в небо. Дорога на перевал запомнилась мне самыми яркими впечатлениями. Она  шла по крутому склону без каких-либо уступов. Единственное, что удерживало на скале — трение наших ботинок. А внизу была пропасть. Кое-как добравшись до небольшой площадки у вершины перевала, все переводили дух. Остаток подъёма был уже не так опасен и сложен. Его мы преодолели легко. Теперь, смотря вниз, все понимали тех туристов, которые накануне радостно кричали с перевала. Вид отсюда был завораживающий: резко вниз уходило гладкое зеркало Параболы, прерываемое смесью кедров и огромных, даже для смотрящих с вершины, валунов. Почти в самом низу виднелось озеро Художников. Но и оно не было концом этой пропасти, которая, казалось, уходила куда-то в бесконечность.
Дальше наш путь шёл через перевал Птица — самый высокий перевал хребта Ергаки, высота которого составляет 2070 метров над уровнем моря. Дорога проходила мимо озера Горных Духов. Подъём на перевал был самым длинным за маршрут, мне казалось, что он никогда не закончится. Движение вверх часто сменялось отдыхом, после которого новый вираж, новый рывок и снова отдых. Перевал встретил нас мощным ветром, которой, казалось, хотел сбить с ног непрошеных гостей. Поэтому наша группа не стала задерживаться и после непродолжительного отдыха двинулась вниз в долину озера Светлое. Спуск оказался намного проще, чем подъём, и уже спустя час мы отдыхали внизу. Оставшаяся дорога до озера шла через лес.
Лагерь был разбит рядом с озером недалеко от впадающего в него ручья. Здесь я впервые решился поплавать. Вода была прохладная, и чем дальше я удалялся от берега, тем сильнее она обжигала своим холодом. Завтра наша палатка должна была дежурить: необходимо было встать раньше всех, развести костёр и начать готовить завтрак. Каково же было моё удивление, когда, выглянув утром из палатки, я увидел добрую половину нашей группы, а вокруг были развешены разноцветные шары. Так начался День Рождения Иры. Она была осыпана поздравлениями и, наверное, предвкушала подарок до самого вечера, на который было запланировано празднование.
Разноцветные шары и добрые слова в адрес именинницы несколько скрасили пасмурное утро. С отличным настроением мы обогнули озеро Светлое и двинулись через тайгу к озеру Малахитовое. Дождик то усиливался, то снова затихал, переходя в моросящий. От озера нам предстояло подняться на перевал Зелёный. Дорога была крутая и скользкая, поэтому каждый шаг давался с большим трудом. Приходилось часто опираться на альпеншток, цепляться за ветки деревьев или положиться на руку друга. С перевала мы увидели великолепный пейзаж: долина начиналась камнями, затем плавно переходила в густую тайгу, а вдалеке среди неё были два похожих по форме, но разных по размеру озера. Всё это по бокам окружали горы.Спустившись с перевала, наша группа снова двинулась через тайгу. Мы несколько раз сбивались с дороги, но несмотря на это, верно двигались к озёрам. Тропа виляла между кедрами и большими камнями. Вскоре мы подошли к первому озеру, которое называлось Малое Безрыбное. Через узкий ручей оно соединялось с другим озером — Большое Безрыбное. Здесь было необыкновенно красиво, и несмотря на названия в чистейшей воде можно было увидеть множество маленьких рыбок. Но наша дорога шла дальше — к озеру Буйбинское. Снова нас встретила тайга, которая разрывалась каменной речкой, «текущей» с далёких гор.
Подойдя к озеру, мы спешно поставили лагерь: с запада на нас надвигались грозовые тучи. Было непросто натянуть тент, так как сильный порывистый ветер надувал его, как парус, и нам было тяжело его удержать. Но дождь прошёл мимо, и ветер стих. Это был удачный момент для того, чтобы отпраздновать день рождения Иры. Мы вручили ей подарок, и каждый участник похода ещё раз высказал свои поздравления. Снова запела гитара. Кто-то согревался горячим вином. Сильно устав за этот переход, мы решили пораньше лечь спать. Следующий день предстоял быть нелёгким.
Утро снова было пасмурным, моросил мелкий дождик. Одев всё, чем можно защититься от влаги, группа тронулась в путь. Уже через некоторое время, после того как было пройдено озеро, возникла необходимость надеть бахилы — впереди были болота, за которыми нас ждал долгий и трудный путь через тайгу. Бурелом, камни, горные речки — стали для нас довольно тяжёлыми препятствиями. И только к вечеру мы уставшие вышли к месту планируемой стоянки. От неё было недалеко до «заброшенных» ранее продуктов. Снова Володя и Дима отправились в путь.
Место для стоянки до нас было кем-то хорошо оборудовано: большой стол, лавочки, удобная конструкция для тента. Рядом протекала горная речка – Левый Тайгиш. Наверное поэтому было принято решение остаться здесь ещё на один день, чтобы отдохнуть. Однако среди нас нашлись и те, кто предпочёл отдыху посмотреть на водопады Ергак, которые не входили в маршрут. Любоваться водопадами отправились Володя, Дима и Настя. За этот день мы успели многое сделать и хорошо отдохнуть. Яркими впечатлениями запомнилась походная баня, в которой в этот день смогли попариться все желающие. Самодельная печь из камней была выложена у самого края горной реки, в студёную воду которой мы прыгали после парилки. Печь прокалилась настолько, что вернувшиеся лишь к вечеру любители водопадов тоже смогли ею воспользоваться.
Очередной день похода вновь вёл нас по тайге, на этот раз мы шли вверх, в горы. Лес редел и вскоре мы подошли к озеру Чёрное. Впереди был перевал Норильского клуба туристов. Подъём на него оказался несложным, и было единогласно принято решение преодолеть в этот день ещё один перевал — Сказка. В пути нас настиг сильный дождь, и мы словно взлетели на перевал. Быстрая фотосъёмка на память и дорога вниз. Другая сторона перевала встретила нас тёплым солнцем, и уже внизу все были сухие. Стоянка была у озера Лазурное, и запомнилась она тем, что все, кто хорошенько не спрятал свои продукты, нашли их утром изрядно попорченными чьими-то зубками. Наверное, это были пищухи или бурундуки.
На следующий день мы преодолели последний в этом походе перевал — Спящий Саян. Он, так же как и Сказка, оказался несложным. Все радовались на перевале, поздравляли друг друга, фотографировались. Спуск был долгим, но простым, и уже скоро мы были на стоянке у многолюдного озера Радужное. Это был последний вечер у костра, и несмотря на то, что с каждым часом становилось всё холоднее, никто не хотел идти спать. Мы лишь подбрасывали в костёр новую порцию дров.
Последний день похода состоял из дороги до Тормазаковского моста, после которого мы остановились у реки, чтобы привести себя в порядок и перекусить. Уже через пару часов машина везла нас из этого красивого места в Абакан, и мы радовались тому, что не попали под плотную пелену облаков, окутавшую Ергаки сразу после нашего отъезда. Несмотря на несколько пасмурных деньков, можно с уверенностью сказать, что с погодой нам очень повезло, так как в Ергаках часто бывают дожди, которые могут идти целую неделю. А солнечная жизнерадостная погода лучше всего подходит для начинающих туристов.

Источник: http://u.to/HO39
Категория: Рассказы | Добавил: Javandra (31.03.2011) | Автор: Швецов Виктор
Просмотров: 1493 | Комментарии: 1 | Теги: походы, горы, Саяны | Рейтинг: 0.0/0
1 Javandra
Рассказ получился каким-то тёплым. От него веет небольшой наивностью начинающего туриста-горника: от этого повествование только выигрывает, так как кажется очень искренним. В общем, я с удовольствием перечитала его, и вспомнила тот далекий 2008 г. smile Ностальжи, да и только biggrin

Добавлять комментарии на сайт могут только зарегистрированные пользователи.

Школа [0]
Статьи [4]
Отчёты [5]
Стихи [1]
Рассказы [7]
Рисунки [0]
Мы на Твиттере
Новое на форуме
  • Расписание тренировок (4)
  • Каталог сайтов (0)
  • ПВД Леонидовка-Ахуны (0)
  • Интеграция с ВКонтакте (0)
  • Ошибки в работе галереи (2)