Турклуб Oldschool

RSS Twitter
YouTube Вконтакте
Главная » Творчество » Статьи

Техника и тактика туризма в районе Гвандры
Наступила середина июля, и по уже складывающейся доброй традиции группа туристов под руководством Евгения Ивановича Кутнего отправилась в горный поход на Кавказ.
В этот раз подрайоном, где проложена нитка маршрута, был выбран район Гвандры. Понятно, что для человека, несведущего в туризме, да и для многих бывалых слово «Гвандра» ничего не говорит. Что ж, проведём ликбез. Гвандра – доминирующая вершина в Главном Кавказском хребте высотой 3984 метра, находится где-то посередине между Домбаем и Эльбрусом. По имени вершины назван и прилегающий район Западного Кавказа, который охватывает ущелья рек Даут, Нахар, Гондарай, Узункол, Чиринкол и Кубань. Для альпинистов часть этого района известна как район альплагеря Узункол.
Итак, ранним прохладным утром нас высадили у погранзаставы в ущелье реки Учкулан. Обилие соснового леса, горы без снега, шумящая река окунули нас в атмосферу романтики и специфики Западного Кавказа, а суровые пограничники, проверяющие документы, большие рюкзаки и коробки с продуктами для заброски создали ощущение начала серьёзного мероприятия. В эту картину немного не вписывалась ЛЭП, которая шла по долине реки Нахар в Грузию, но и к ней мы вскоре привыкли и стали воспринимать её как часть пейзажа.
Благополучно разместив заброску на турбазе «Глобус», мы двинулись выполнять план на сегодняшний день. Начало дня порадовало нас посещением нарзанных источников, где мы устроили завтрак. Надо признать, что нарзан действительно вкусный и находится в приятном сосновом лесу рядом с рекой. Сразу же появились порочные мысли остаться здесь подольше, принять нарзанные ванны, попариться в бане (сруб стоял рядом с источниками). Но походный график, олицетворяемый несгибаемым авторитетом Евгения Ивановича, был неумолим. После нарзанов нас ждала дорога, сначала по лесу, потом по лугам. Где-то около 12.00 мы свернули с дороги на тропу, и начался набор высоты. Горный поход потребовал от каждого солидной физической отдачи, и организмы, глубоко дыша и изрядно потея, начали перестраиваться и подстраиваться к высоте, тяжести рюкзака и длительной физической нагрузке. Ребята, неуклонно повышайте свой уровень физической готовности! Тренируйтесь весь год! Тропа прошла лес, вывела на альпийские луга к кошу, в котором жил весьма колоритный пастух, а затем привела к пологой части склона, где можно было поставить палатки. Хотя время было всего лишь 3 часа, Евгений Иванович неожиданно дал команду ставить палатки.
Сегодняшняя ночёвка у нас в живописном месте на границе леса среди альпийских лугов на фоне знаменитых громад Нахаров. Несмотря на сокращённый ходовой день мы за сегодня пешком успели набрать 700 метров, «взлетев» за последние 13 часов с 200 до 2300 метров. И это после полубессонной ночи!
Следующее утро началось утомительным подъёмом по травянистому склону. Потом трава закончилась, началась крупная осыпь. В награду за 2 трудовые ходки мы получили вид на изумительной красоты: голубое озеро и заваленную льдом вершину Гвандры где-то вдалеке. Ещё ходка: прошли очередную осыпную ступень и вылезли по крупным камням на следующую. Появились острова снега. Затем обед и выход на следующую ступень, уже по снежному кулуару. А вот уже и перевальный взлёт. Ещё рывочек, и мы на перевале Искровцев высотой 3363 метра 1Б категории сложности. А сегодня лишь второй день похода! Конечно же, мы поднялись, а облачность опустилась, поэтому особо дальних далей не увидишь. Зато Виктор неожиданно достал из рюкзака флаг созданного им и Юлей клуба "Oldschool", и мы сделали групповую фотографию с растянутым флагом. Вот это солидно, это вам уже не безымянная «группа туристов из Пензы». Клуб "Oldschool", ясно вам? На 200 метров ниже лежало озеро в форме сердца. Быстро спустились к нему и там заночевали. Вечером пошёл сильный дождь, но нас он застал в палатках и никому, кроме дежурных, проблем не создал.

Озеро под перевалом Искровцев
Третий день похода был посвящён урочищу Рынджи – живописному и своеобразному месту в верховьях реки Даут. Здесь на горах лежит пояс небольших ледничков, хотя оледенение в общем-то не свойственно горам Западного Кавказа, находящимся севернее ГКХ. Без проблем спустились до реки Даут, теперь предстояло перейти на тот берег. Мы с Женей, не сомневаясь, нашли место, где река разливается пошире, переобулись в кроссовки и приготовились переходить реку вброд. Евгений Иванович же стал искать альтернативный путь и нашёл его. В 100 метрах правее русло реки было стеснено крупными камнями, по которым мы собственно и переправились, не замочив ног. А вскоре мы дошли до замечательного круглого озерца с чистой и, что самое интересное, относительно тёплой водой, где все не преминули искупаться. Водные процедуры нас здорово освежили, после купания рядом с озером был обед и послеобеденный отдых. А затем снова в путь, теперь уже наверх, вдоль ручья Рынджи к нашему следующему перевалу. Альпийские луга, разнообразие цветов: красота! Человеческих троп нет, только коровьи; достаточно дикие и редко посещаемые места. Ходишь, а внутри восторг! Пара взлётов, разделённых почти ровной висячей долиной, и мы опять в мире камней, снега и скал, на берегу ещё одного озера, где останавливаемся на ночёвку. Завтра – наиболее технически сложный перевал за весь поход: перевал Локомотив.

Урочище Рынджи
Утром под собственно перевальный взлёт был ещё подход по осыпям и снежному склону. А дальше – вверх, по скалам. Первую верёвку пролез я. Скалы, в общем-то, несложные, сильно расчленённые, и средний уклон градусов 60, но это была моя первая верёвка, которую я прошёл первым на полную длину по такому рельефу, поэтому было страшно. Следующие 2 верёвки провесили Женя и Иван, там попроще.

Женя жумарит первую веревку
Но мало верёвки повесить, надо ещё их пролезть с рюкзаками. Особые проблемы были с первой верёвкой. К тому же жумары были не у всех. Ребята, берите в поход жумары, даже из-за одного перевала! День близился к завершению, а на седловину мы так пока и не вылезли. Я пошёл со своим рюкзаком предпоследним, для ускорения в сложных местах доверяя перилам и нагружая жумар. Но верёвка для упрощения лазания была выведена из вертикали, по которой я лез первым, в диагональ – там начало попроще. И конечно, никаких промежуточных точек крепления верёвки предусмотрено не было. Ребята, если вы ведёте перила диагонально, крепите их внизу и в середине! Итак, нагрузив верёвку в сложном месте, я слетел вместе с верёвкой с диагонали на вертикаль под нависающую скалу. Блокировка растянулась, и жумар ушёл из зоны досягаемости. Ситуация была критическая. К счастью, у меня был с собой прусик, я использовал его для ноги, и за несколько заходов сумел вылезти из-под нависания. (Про SRT я в тот момент забыл напрочь.) Ребята, всегда имейте при себе прусик! Вылез к первой станции, задыхаясь. Под этим нависанием я оставил все свои силы. На автомате прошёл следующие 2 верёвки, и дошёл до места накопления группы. Осталась последняя верёвка, Женя повесил её, и пол-девятого вечера мы были на перевале. Такой перевал у меня первый! И это всего лишь 2А?! С седловины открылся вид на горы Домбая, и была отличная мобильная связь. К счастью, Иван нашёл стоянки с водой в непосредственной близости от седловины, на них мы спустились уже затемно. Вот такой получился день!
Пятый день похода прошёл под знаком перевала Муруджу. Мы слегка сбросили высоту, спустившись по осыпям с перевала Локомотив, и подошли под Муруджинский ледопад. Тут у всех у нас были ледовые занятия. Провесили 3 верёвки по льду и без происшествий их прошли.

Прохождение Муруджинского ледопада
Дальше был закрытый ледник, и вот мы на седловине. Перевал Муруджу, 2А, 3240 метров. Но дальше-то надо ещё спуститься, а спуск там весьма неоднозначный. Вышли на травянистый склон со скрытыми буграми и камнями. Идти надо внимательно. Затем ушли в кулуар на снежник. Здесь Евгений Иванович дал команду одеть кошки. В кошках мы аккуратненько спустились до конца снежника. Но не у всех были кошки с антиподлипами, поэтому одели их не все. И это обернулось внеплановым возникновением на снегу бобслейных (или жопслейных) трасс. Ребята, покупайте и берите в поход кошки с антиподлипами! Смеркалось. Время уже 8 вечера, а до долины ещё метров 500 неоднозначного спуска с возможными выходами скал. Но Евгений Иванович был настроен спускаться вниз и на убеждения встать лагерем не поддавался. К счастью, рядом с окончанием снежника на травянистом склоне уже было вырублено полтора места под палатки. А у нас 4 палатки! Ещё 3 места пришлось оборудовать при помощи лопаток ледоруба, которые в темноте высекали искры из камней, погруженных в землю. Через полтора часа ледорубинга место под нашу палатку было готово, почти по размеру дна палатки. В награду за труды ночью мы созерцали красивое звёздное небо и громаду Буульгена напротив.
Утром оказалось, что нам вниз в общем-то и ни к чему. От места ночёвки начали траверсировать склон долины реки Кичи-Муруджу, пересекли несколько распадков с ручьями, залезли по осыпи на ступень, ведущей к леднику Даут Западный, и там около озера в 3 часа дня (!) встали на ночёвку. Сегодня день простой, почти полуднёвка. Как-то даже непривычно. Для поддержания тонуса вечером был сильный дождь, который, конечно же, опять пришёлся на дежурство нашей палатки. Я, Иван и Женя собрались завтра на пик Даут. Решили вставать в 4 часа, с рассветом выходить, быстро сходить на пик Даут и встретиться с группой на перевале.
В 4 часа, естественно, была низкая облачность, так что решили никуда не идти. Пошли на перевал утром вместе всей группой. Облачность низкая, перевал закрыт, куда идти, непонятно. Подошли под место, где должен быть взлёт, сориентировались по заготовленным заранее фотографиям из походов других групп по этим местам и, имея обзор не более 100 метров, нисколько не плутая, точно вышли на седловину перевала Миронова (2А к. сл., высота 3533 метра). Ребята, готовьтесь к походу тщательно! Распечатывайте характерные фотографии!

Поднимаемся на перевал Миронова
В час дня начали спуск. Я пошёл первый по сдвоенной верёвке. Спуск шёл по узкому скальному кулуару уступчиками. После второго уступчика я сбросил обе верёвки дальше и увидел, что верёвки переплелись в огромный клубок. Вылез на уступчик и полчаса распутывал верёвки. Ребята, дюльферяя первым, не спускайтесь на сдвоенной верёвке! Пусть вторая верёвка идёт как верхняя страховка! Распутав верёвки, я спустился по скальному кулуару и, далее, уже по снежному склону. Снег очень неприятный, как подтаявшее мороженое. Сделанная ступенька не держит, съезжает. А я ещё зачем-то убрал ледоруб на рюкзак. Теперь предстояло снять рюкзак, достать из него ледоруб и опять одеть рюкзак. Но не всё так просто. Рюкзак не лежит на склоне, уезжает, пристраховал его к себе усом самостраховки. Несколько раз съезжал сам, увлекаемый рюкзаком, хорошо, навязал на верёвки прусик. Ребята, дюльферяя первым, навязывайте на верёвку прусик, даже если вы идёте с верхней страховкой. Достав ледоруб, воткнул его в снег, крикнул: «Перила готовы». Да, в реальных условиях в дело вступают разные нюансы, о которых на тренировках в «тепличных» условиях даже не задумываешься. Спустившийся следующим Юра привёз верёвку, его я отправил опять дюльфером вниз, а потом вправо для защиты от камней. А сам остался стоять на снежном склоне, ведь на моём ледорубе крепилась перильная верёвка. Сверху периодически сыпались камушки, к счастью, некрупные. Но характерные щелчки по каске я всё же несколько раз слышал.
Все спустились своим чередом, часть группы уже пошла вниз. Последним спускался Иван. Но я к этому времени уже понял, что верёвка идёт со слишком большим числом касаний скал, поэтому мы её не сдёрнем. Иван же был уверен, что у нас всё получится. Первая попытка, предпринятая собственно Иваном, успеха не принесла. Он позвал меня на помощь, я снялся со своей надёжной точки и подошёл к нему, вместе дёрнули. Какой там, бесполезно. Иван решил спуститься вниз на верёвку за помощью оставшихся. Я, не воткнув нормально ледоруб, предложил ему спуститься дюльфером. Только Иван нагрузил перила, ледоруб вылетел, и мы вдвоём поехали вниз. Остановка произошла за счёт перильной верёвки, второй конец которой был у наших товарищей внизу. Ребята, всегда крепите нижний конец перильной верёвки!
Иван был настроен решительно, они с Виктором вновь поднялись до окончания сдвоенной верёвки, Иван полез вверх, страхуясь жумаром на тянущей верёвке. Конец перильной верёвки Виктор вщелкнул в себя. Иван перевесил дюльфер за вертикальный гребень из скал. Теперь обе верёвки были видны и висели, ничего не касаясь. Они дёрнули вдвоём. Безрезультатно. Ни сантиметра продвижения. Тянущей верёвкой была динамика, она за счёт растяжения скрадывала весь рывок. Ребята, делайте тянущей статическую верёвку. Пришлось Ивану лезть во второй раз. На этот раз он за счёт более длинной петли вынес место касания верёвки и петли за перегиб. Только после этого верёвка легко сдёрнулась. Ребята, когда на верху остался только последний, попробуйте дёрнуть за тянущую. Проверьте, как произойдёт сдёргивание!
Спустились в связке по леднику на осыпь, затем вышли на гребень морены и спустились на ровную висячую долину, где наш авангард уже поставил две палатки и приготовил нам чай. Время 8 часов вечера, ходовой день уже привычной для нас длительности. Вот так закончилась техническая часть нашего похода!
Следующий день подарил нам одни вкусности: великолепный вид на Нахары, цветущие и благоухающие альпийские луга, живописная висячая долина со змейкой чистого ручейка. Без особых проблем спустились до дороги вдоль реки Нахар и пошли на базу «Глобус» за заброской. По пути вновь заглянули на нарзанный источник. Заночевали на базе «Глобус». Сегодня опять что-то вроде полуднёвки.

Панорама Нахаров
Утро девятого дня похода началось прощанием с Женей и Иваном: они планировали идти только первое кольцо. А мы выходим на линейную часть, нам предстоит два перевала 1Б. Подход под первый из них, Беляева, оказался длинным. Сначала пошли вдоль реки Гондарай, потом поднялись по крутой лесовозной дороге в лесу, затем вышли из леса и пошли по ровной висячей долине. Долина опять весьма живописная, зелёная, с извивающейся речкой. Тут в дело вмешалась жара. После часа идти стало очень тяжело. Остановились на обед и долго отдыхали, пережидая жару. Двинулись дальше уже часа в 4. Опять несколько осыпных взлётов, чередующихся с зелёными висячими долинками. В 7 вечера встали в приятном месте на травке. Хотя физическая работа была проделана значительная, особой усталости нет.
На следующий день ближе к обеду мы, набрав ещё 700 метров, зашли на перевал Беляева. Здесь перед нами во всём величии предстал Эльбрус. Кстати, мы его увидели впервые за поход. А затем спуск, сначала по леднику, потом по осыпи, потом жара, обед и сиеста, а дальше длинный травянистый склон со скрытыми неровностями. На последнем участке нашлась тропа.

Эльбрус с перевала Беляева
И вот мы в долине реки Мырды. В окружении - мощные горы со скальными стенами, разделённые глубокими перевалами: не зря в этом районе основали альплагерь Узункол. Долина реки также ровная и зелёная, слегка болотистая, но весьма приятная. На другом берегу реки кош, где живёт пастух, также весьма колоритный.

Долина реки Мырды
Следующим утром мы быстренько дошли до альплагеря. Были идеи нанять инструктора и сходить с ним на какую-нибудь гору. Но, естественно, инструктора нам никто не дал, и вообще, если ты не проходишь смену в альплагере, то никому ты там не нужен. В общем-то, этого следовало ожидать. В 11 часов дня вместе с надвигающейся жарой мы полезли по травянистому склону рядом с сухим (!) руслом ручья на верхние Чатские ночёвки. Несмотря на то, что идти было очень трудно из-за жары и пересохшего рта и горла, за ходку мы стабильно набирали 250 метров. К обеду вылезли на Нижние Чатские ночёвки, тут опять сиеста, а с 5 до 7 вечера подбросились ещё на 500 метров вверх, уже на Верхние Чатские ночёвки. Несмотря на то, что ночёвки альпинистские, альпинистов ни там ни тут не было. Совсем рядом была вершина Северные Доломиты, маршрут на неё с перевала 2А, причём, судя по описанию, короткий и простой. Мы уже опережали график на день, всё располагало к тому, чтобы сходить на гору, но Евгений Иванович даже слышать об этом не захотел. Да и никому, кроме меня, особо было не надо.
К вечеру всю долину заволокли облака, и в нас поселилась надежда на изменение погоды и окончание жары. Но нет!
На следующее утро ясное небо и нехолодно, значит, в обед опять печься. За полходки поднялись на перевал Доломиты Северные (1Б, 3468 м). Внизу лежит красивое голубое озеро с плавающими льдинами. Опять виден Эльбрус. Сделали уже традиционную групповую фотку с флагом Oldschool, и вниз.

Озеро под перевалом Доломиты Северный
Сначала по скальной полке, потом по крупной стабильной осыпи, а затем к озеру, пересекая конгломератный склон. Вот здесь у нас случилось ЧП. Юля, задела малый камень, который подпирал более крупный. Тот покатился и перекатился ей через ногу. Дальше идти она уже не могла. Как оказалось впоследствии, произошёл перелом малой берцовой кости. Евгений Иванович приложил снег, мы разобрали вещи из рюкзаков Юли и Виктора, и Виктор стал спускать её на себе. Предстояло сбросить ещё более километра высоты до долины, опять в основном по травянистому склону. И Виктор выполнил эту задачу. К 7 часам вечера мы спустились в долину Чиринкола. Нам повезло, туда съехались водители внедорожников клуба «4х4», там у них было наподобие фестиваля. Для Юли и Виктора нашли машину и водителя, и вечером этого дня Юле уже наложили гипс в городе Карачаевск.
Наш отряд опять поредел. Но все перевалы уже позади. Осталось выйти по дороге до Хурзука. Эту задачу мы выполнили за день. Большая часть пути прошла по лесу, но после погранзаставы началась натуральная степь. Солнце давило нещадно, и мы долго не выдержали, встали у первого ручейка под сенью деревьев. Над долиной стоит марево, дует сильный горячий ветер, вода в ручье тёплая, вокруг растут какие-то кусты, бегают суслики. Рядом пастух пасёт отару овец. Своеобразная экзотика. Как выразился Евгений Иванович, как в Средней Азии, только не хватает урюковых деревьев.
Среди этой экзотики мы провели полтора дня: на один день мы перевыполнили график в надежде походить на горы из Узункола. Теперь лишний день мы просто тупо пролежали под деревьями.

Степь близ Хурзука
На следующий день утром за нами приехал уже знакомый нам водитель микроавтобуса Виктор, с которым мы добрались до Невинномысска. Оттуда прямым поездом до Пензы. Вот такой получился поход.
Ходите в походы, ребята! Это здорово!
Категория: Статьи | Добавил: Javandra (22.08.2011) | Автор: Денис Петин
Просмотров: 1635 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/3
2 Петин Денис
К сожалению, нет. Все отчёты, по которым мы готовились, были июльские или августовские. Советую написать автору сайта caucatalog.narod.ru Михаилу Голубеву. Он многократно бывал в том районе и, наверняка, сообщит Вам что-то полезное.

1 Ирина
Мы собираемся пойти в район Гвандры в начале июня, но не можем найти ни одного отчёта о походах в этот район в начале июня. У Вас нет таких сведений?

Добавлять комментарии на сайт могут только зарегистрированные пользователи.

Школа [0]
Статьи [4]
Отчёты [5]
Стихи [1]
Рассказы [7]
Рисунки [0]
Мы на Твиттере
Новое на форуме
  • Расписание тренировок (4)
  • Каталог сайтов (0)
  • ПВД Леонидовка-Ахуны (0)
  • Интеграция с ВКонтакте (0)
  • Ошибки в работе галереи (2)